Воскресенье, 19.05.2024, 00:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Беломестная Криуша

Форма входа
Категории раздела
Беломестная Криуша Тамбовского района Тамбовской области [1]
Село Беломестная Криуша протянулось вдоль берегов реки Криуша.
Немного истории [2]
Промокоды и бонусы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2012 » Апрель » 3 » Криушинские соколы
23:03
Криушинские соколы

Весна 1944 года. От моря до моря грохотала война, самая страшная из войн в истории человечества. Красная Армия перемалывала фашистские дивизии, освобождала родную землю от ненавистного врага, готовилась принести свободу народам Европы. Миллионы советских солдат ежедневно шли в атаки, выходили в штормовое море, поднимали в небо крылатые машины. Чем ближе к границам рейха, тем ожесточённее становилось сопротивление гитлеровцев, за каждый метр родной земли приходилось платить собственной кровью и жизнью.

Немало тамбовчан принимало участие в сражениях того периода, и среди них трое совсем юных лётчиков - старшему едва исполнилось двадцать два, двое других на год младше. Все они земляки, родились и выросли в Беломестной Криуше и Красной Криуше Тамбовского района, в крестьянских семьях. Вместе добровольцами ушли на фронт, все трое стали лётчиками-штурмовиками, воевали на легендарных Ил-2. А уж как воевали - про то говорят Звёзды Героев Советского Союза у всех троих на груди!

Гвардии старший лейтенант Алексей Трифонович Макаров, лётчик-штурмовик, а затем командир звена гвардейской 12-й штурмовой дивизии 2-го Украинского фронта. К маю 1945 года он совершил 118 успешных боевых вылетов на разведку и штурмовку скоплений вражеских войск. Результатами его фронтовой «работы» являлись десятки искорёженных немецких танков, автомашин, артиллерийских установок, разгромленные воинские эшелоны и склады.

Советские пехотинцы, перед атакой которых штурмовая авиация взламывала передний край обороны фашистов и подавляла их огневые точки, называли Ил-2  «горбатый», а немцы так боялись атак Ил-2, что прозвали его чёрной смертью или «Schwarze Tod» - «чума». Или другими нелицеприятными прозвищами  типа «Fleischwolf» - «мясорубка». А немецкие пилоты за способность переносить повреждения «Betonflugzeug» - «бетонный самолёт».

Вот на такой грозной машине криушинский парень Алёша Макаров дошёл до победы, которую встретил в Праге. Но до этого было участие в Ясско-Кишинёвской и Дебрценской операциях, освобождении Венгрии, Австрии, Чехословакии. Родина высоко оценила ратный подвиг нашего земляка - Звезда Героя, орден Ленина, три ордена боевого Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, многие медали.

После войны Алексей Трифонович Макаров продолжил службу в ВВС, окончил Военно-воздушную инженерную академию, в 1983 году получил звание генерал-майора, был заместителем начальника штаба военного округа, преподавал в Академии имени Фрунзе. Скончался Алексей Трифонович 27 ноября 1988 года, похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Для его земляка  Андрея Ивановича Колодина  боевые будни начались в марте 1944 года в составе 565-го полка 224-й штурмовой дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта (позднее в составе 1-го Украинского фронта). За участие в Проскурово-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Карпатской, Краковской, Моравско-Остравской и Пражской операциях был удостоен ордена Ленина, трёх орденов боевого Красного Знамени, ордена Красной Звезды Отечественной войны 1-й степени, награждён 12-ю медалями, в том числе «За храбрость» - от Чехословацкой Республики.

 

Вот что писал  в своей книге «Штурмовики  над Карпатами» однополчанин нашего земляка Р.М.Яковлев: «…В сентябре 1944 года враг делал по 6-7 контратак, однако успеха не добился. Наши войска, хотя и медленно, но всё же с помощью авиации занимали одну высоту за другой и продвигались вперёд. Мы работали в 150 - 200 метрах от своих солдат. Это была ювелирная работа… 2-я эскадрилья в это время состояла из опытных и обстрелянных лётчиков, таких, как старшие лейтенанты Г.Т.Левин, И.М.Белицкий, лейтенанты С.Л.Плетень, В.Д.Монченко, младшие лейтенанты А.И.Колодин, Н.И.Огурцов, Ю.Я.Годунов, А.С.Сас, В.П.Блудов, М.С.Воронин. Каждый из них уже был награждён орденом Красной Звезды, а Колодин, Белицкий, Плетень, Огурцов и я (Р.М.Яковлев - авт.) имели  ещё и по ордену боевого Красного Знамени…»

Вот так воевал Андрей Колодин! Всего полгода на фронте, а он уже опытный лётчик - ас. А асу всего месяц назад исполнилось 21 год. Даже на фронтовых фотографиях заметно, что это очень молодой и застенчивый юноша. Скромным был на земле, а в небе - воином, дерзким и безжалостным к врагам. На его счету 157 боевых вылетов и Звезда Героя Советского Союза.

После войны Андрей Иванович продолжил службу в ВВС, вышел в отставку в 1960 году в звании  подполковника.  Умер в 1995-м, похоронен в Севастополе - городе, который когда-то освобождал.

В  Беломестной Криуше в том же 1923 году родился Иван Михайлович Леонов - старший лётчик 199-й штурмовой авиадивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта.

На фронтах Великой Отечественной войны лейтенант И.М.Леонов с июня 1944 года. Проявил себя в операциях по прорыву укреплённой полосы противника на Бобруйском направлении. Принимал участие в уничтожении окружённой группировки противника на 1-м Белорусском фронте, а также в прорыве укреплённой полосы противника на Млавском направлении и в уничтожении Восточно-Прусской группировки. Участвовал в Данцигско-Гдынской операции и в прорыве укреплённой полосы на западном берегу реки Одер. Вот несколько эпизодов его боевой жизни.

25 июня 1944 года при штурме артиллерийских позиций противника в районе Большой Кружиновки (Белоруссия) при подходе группы к цели, будучи ведущим в паре, подавил огонь двух зенитных батарей, чем обеспечил выполнение задачи всей группой без потерь.

27 июня группа вылетела в Минскую область (район юго-восточнее Борисова) с задачей уничтожить огневую силу и технику противника. В зоне сильного зенитного огня, рискуя своей жизнью, Леонов смело атаковал цель, в результате чего уничтожил 5 автомашин, 3 повозки и 30 солдат и офицеров. Там же, в Минской области, 29 июня при штурме автоколонны противника на дороге Березино - Погост группу атаковали два самолёта Ме-109. Леонов отразил атаку одного из них, пытавшегося зайти в хвост ведущего. Под сильным зенитным огнём поджёг две автомашины, взорвал цистерну с горючим и уничтожил свыше десяти солдат и офицеров.

13 августа Леонов получил задачу  подавить зенитную батарею в  районе северо-западнее посёлка  Осовец (Кричевский район Могилёвской  области), мешавшую обработке цели. Разыскав на опушке леса батарею,  он сбросил свой бомбовый груз точно в цель, тем самым обеспечив боевую работу всех групп по уничтожению отходящих сил противника. В этой атаке получил ранение и с залитым кровью лицом привёл самолёт на свой аэродром.

17 января 1945 года, выполняя задание по уничтожению отходящих сил противника, в районе Ноенбурга Леонов обнаружил колонну автомашин, о чём сообщил по радио ведущему группы. Тот принял решение атаковать колонну. В результате группой было уничтожено 15 автомашин. При выполнении задания самолёт Леонова был подбит. На горящей машине он перелетел линию фронта и посадил самолёт на своей территории.

К маю 1945 года лейтенант Леонов совершил 106 боевых вылетов, нанёс противнику большой урон в живой силе и боевой технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Леонову Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8714). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

С 1957 года майор Леонов - в запасе. Жил в городе Невинномысске Ставропольского края, работал диспетчером автостанции. Участник парада Победы в Москве в 1995 году.

Умер 21 ноября 2000 года. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Его именем названа улица в городе Черкесске Ставропольского края.

Вечная  вам память и благодарность потомков, криушинские соколы! Ваш подвиг никогда не забудется, он является примером служения Отечеству. Думается, совсем не случайным является факт: уже в мирное время в Криуше родился и вырос, стал известным российским лётчиком генерал-майор Хворов, в недавнем прошлом Главнокомандующий дальней авиацией ВВС России.

 

P.S. И вновь авторы обращаются к администрации Тамбова. Город растёт и строится, наверное, довольно в нём улиц Песчаных, Карьерных, Строительных. А ведь среди нас когда-то жили настоящие герои и патриоты земли русской, земли тамбовской. Они достойны, чтобы их именами были названы улицы областного центра и других населённых пунктов.

Нравится

Сергей Кочуков

Опубликовано 19.04.2010 12:20

Категория: Немного истории | Просмотров: 2124 | Добавил: Bankir_68 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 2
2 Беломестнов  
0
Я с удовольствием прочитал обе книги нашего Б-Криушинского земляка В.С.Леонова и получил огромное удовольствие. Обе книги написаны аргументированно, с изложением реальных фактов и доказательств и самое главное не в угоду конъюнктуре нынешнему политическому режиму, а правдиво исторически.

1 Виктор  
0
В 2014 году В.С.Леоновым написана и издана книга "Тамбов в процессах страны (некоторые штрихи событий до, и после запрета КПСС). В этой книге повествуется о реальных события, происходивших в Тамбове с 1980-х годов и по настоящее время. События и факты излагаются во взаимосвязи с процессами государственного масштаба.
По всем вопросам, касающимся указанной книги можно обращаться к автору на сайте одноклассниках ru в группе "СЕЛО БЕЛОМЕСТНАЯ КРИУША - НАША МАЛАЯ РОДИНА"

Имя *:
Email *:
Код *:
Анекдот дня
Мини-профиль
Привет: Гость

Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
Список пользователей
Изменить сведения
Отправить ЛС
Читать ЛС ()
Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей