Весна 1944 года. От моря до моря грохотала война, самая страшная из войн в истории человечества. Красная Армия перемалывала фашистские дивизии, освобождала родную землю от ненавистного врага, готовилась принести свободу народам Европы. Миллионы советских солдат ежедневно шли в атаки, выходили в штормовое море, поднимали в небо крылатые машины. Чем ближе к границам рейха, тем ожесточённее становилось сопротивление гитлеровцев, за каждый метр родной земли приходилось платить собственной кровью и жизнью.
Немало тамбовчан принимало участие в сражениях того периода, и среди них трое совсем юных лётчиков - старшему едва исполнилось двадцать два, двое других на год младше. Все они земляки, родились и выросли в Беломестной Криуше и Красной Криуше Тамбовского района, в крестьянских семьях. Вместе добровольцами ушли на фронт, все трое стали лётчиками-штурмовиками, воевали на легендарных Ил-2. А уж как воевали - про то говорят Звёзды Героев Советского Союза у всех троих на груди!
Гвардии старший лейтенант Алексей Трифонович Макаров, лётчик-штурмовик, а затем командир звена гвардейской 12-й штурмовой дивизии 2-го Украинского фронта. К маю 1945 года он совершил 118 успешных боевых вылетов на разведку и штурмовку скоплений вражеских войск. Результатами его фронтовой «работы» являлись десятки искорёженных немецких танков, автомашин, артиллерийских установок, разгромленные воинские эшелоны и склады.
Советские пехотинцы, перед атакой которых штурмовая авиация взламывала передний край обороны фашистов и подавляла их огневые точки, называли Ил-2 «горбатый», а немцы так боялись атак Ил-2, что прозвали его чёрной смертью или «Schwarze Tod» - «чума». Или другими нелицеприятными прозвищами типа «Fleischwolf» - «мясорубка». А немецкие пилоты за способность переносить повреждения «Betonflugzeug» - «бетонный самолёт».
Вот на такой грозной машине криушинский парень Алёша Макаров дошёл до победы, которую встретил в Праге. Но до этого было участие в Ясско-Кишинёвской и Дебрценской операциях, освобождении Венгрии, Австрии, Чехословакии. Родина высоко оценила ратный подвиг нашего земляка - Звезда Героя, орден Ленина, три ордена боевого Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, многие медали.
После войны Алексей Трифонович Макаров продолжил службу в ВВС, окончил Военно-воздушную инженерную академию, в 1983 году получил звание генерал-майора, был заместителем начальника штаба военного округа, преподавал в Академии имени Фрунзе. Скончался Алексей Трифонович 27 ноября 1988 года, похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Для его земляка Андрея Ивановича Колодина боевые будни начались в марте 1944 года в составе 565-го полка 224-й штурмовой дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта (позднее в составе 1-го Украинского фронта). За участие в Проскурово-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Карпатской, Краковской, Моравско-Остравской и Пражской операциях был удостоен ордена Ленина, трёх орденов боевого Красного Знамени, ордена Красной Звезды Отечественной войны 1-й степени, награждён 12-ю медалями, в том числе «За храбрость» - от Чехословацкой Республики.
Вот что писал в своей книге «Штурмовики над Карпатами» однополчанин нашего земляка Р.М.Яковлев: «…В сентябре 1944 года враг делал по 6-7 контратак, однако успеха не добился. Наши войска, хотя и медленно, но всё же с помощью авиации занимали одну высоту за другой и продвигались вперёд. Мы работали в 150 - 200 метрах от своих солдат. Это была ювелирная работа… 2-я эскадрилья в это время состояла из опытных и обстрелянных лётчиков, таких, как старшие лейтенанты Г.Т.Левин, И.М.Белицкий, лейтенанты С.Л.Плетень, В.Д.Монченко, младшие лейтенанты А.И.Колодин, Н.И.Огурцов, Ю.Я.Годунов, А.С.Сас, В.П.Блудов, М.С.Воронин. Каждый из них уже был награждён орденом Красной Звезды, а Колодин, Белицкий, Плетень, Огурцов и я (Р.М.Яковлев - авт.) имели ещё и по ордену боевого Красного Знамени…»
Вот так воевал Андрей Колодин! Всего полгода на фронте, а он уже опытный лётчик - ас. А асу всего месяц назад исполнилось 21 год. Даже на фронтовых фотографиях заметно, что это очень молодой и застенчивый юноша. Скромным был на земле, а в небе - воином, дерзким и безжалостным к врагам. На его счету 157 боевых вылетов и Звезда Героя Советского Союза.
После войны Андрей Иванович продолжил службу в ВВС, вышел в отставку в 1960 году в звании подполковника. Умер в 1995-м, похоронен в Севастополе - городе, который когда-то освобождал.
В Беломестной Криуше в том же 1923 году родился Иван Михайлович Леонов - старший лётчик 199-й штурмовой авиадивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта.
На фронтах Великой Отечественной войны лейтенант И.М.Леонов с июня 1944 года. Проявил себя в операциях по прорыву укреплённой полосы противника на Бобруйском направлении. Принимал участие в уничтожении окружённой группировки противника на 1-м Белорусском фронте, а также в прорыве укреплённой полосы противника на Млавском направлении и в уничтожении Восточно-Прусской группировки. Участвовал в Данцигско-Гдынской операции и в прорыве укреплённой полосы на западном берегу реки Одер. Вот несколько эпизодов его боевой жизни.
25 июня 1944 года при штурме артиллерийских позиций противника в районе Большой Кружиновки (Белоруссия) при подходе группы к цели, будучи ведущим в паре, подавил огонь двух зенитных батарей, чем обеспечил выполнение задачи всей группой без потерь.
27 июня группа вылетела в Минскую область (район юго-восточнее Борисова) с задачей уничтожить огневую силу и технику противника. В зоне сильного зенитного огня, рискуя своей жизнью, Леонов смело атаковал цель, в результате чего уничтожил 5 автомашин, 3 повозки и 30 солдат и офицеров. Там же, в Минской области, 29 июня при штурме автоколонны противника на дороге Березино - Погост группу атаковали два самолёта Ме-109. Леонов отразил атаку одного из них, пытавшегося зайти в хвост ведущего. Под сильным зенитным огнём поджёг две автомашины, взорвал цистерну с горючим и уничтожил свыше десяти солдат и офицеров.
13 августа Леонов получил задачу подавить зенитную батарею в районе северо-западнее посёлка Осовец (Кричевский район Могилёвской области), мешавшую обработке цели. Разыскав на опушке леса батарею, он сбросил свой бомбовый груз точно в цель, тем самым обеспечив боевую работу всех групп по уничтожению отходящих сил противника. В этой атаке получил ранение и с залитым кровью лицом привёл самолёт на свой аэродром.
17 января 1945 года, выполняя задание по уничтожению отходящих сил противника, в районе Ноенбурга Леонов обнаружил колонну автомашин, о чём сообщил по радио ведущему группы. Тот принял решение атаковать колонну. В результате группой было уничтожено 15 автомашин. При выполнении задания самолёт Леонова был подбит. На горящей машине он перелетел линию фронта и посадил самолёт на своей территории.
К маю 1945 года лейтенант Леонов совершил 106 боевых вылетов, нанёс противнику большой урон в живой силе и боевой технике.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Леонову Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8714). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
С 1957 года майор Леонов - в запасе. Жил в городе Невинномысске Ставропольского края, работал диспетчером автостанции. Участник парада Победы в Москве в 1995 году.
Умер 21 ноября 2000 года. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Его именем названа улица в городе Черкесске Ставропольского края.
Вечная вам память и благодарность потомков, криушинские соколы! Ваш подвиг никогда не забудется, он является примером служения Отечеству. Думается, совсем не случайным является факт: уже в мирное время в Криуше родился и вырос, стал известным российским лётчиком генерал-майор Хворов, в недавнем прошлом Главнокомандующий дальней авиацией ВВС России.
P.S. И вновь авторы обращаются к администрации Тамбова. Город растёт и строится, наверное, довольно в нём улиц Песчаных, Карьерных, Строительных. А ведь среди нас когда-то жили настоящие герои и патриоты земли русской, земли тамбовской. Они достойны, чтобы их именами были названы улицы областного центра и других населённых пунктов.
Нравится
Сергей Кочуков
Опубликовано 19.04.2010 12:20